Глава 1.
Культура Киевской Руси IX–XI
вв. Культура
народа неразрывно связана с его
историей. Отправным моментом развития
русской культуры (возникшей на основе
культуры восточнославянской) является
эпоха возвышения городов (IX–X
вв.), ставших сначала центрами союзов
племен, а затем основой первых русских
государств – земель-волостей. Славяне
издревле были земледельческим народом.
В южной части ареала их расселения было
распространено пашенное земледелие.
Основным орудием труда были соха и плуг.
Выращивались пшеница, рожь, гречиха,
ячмень и просо. В северных лесистых
районах восточнославянской территории
долгое время сохранялось подсечно-огневое
земледелие. О развитости земледелия
свидетельствуют частые находки при
археологических раскопках железных
наральников (наконечников для сох),
мотыг, серпов, кос и прочего
сельскохозяйственного инвентаря. Об
уровне земледелия у славян красноречиво
говорит тот факт, что в языке соседей
славян, венгров, сравнительно поздно
перешедших от кочевого скотоводства к
оседлому образу жизни, вся
земледельческая терминология
заимствована из славянских языков. Среди
огородных культур самой популярной в
Древней Руси была репа. Она заменяла в
рационе средневекового человека нишу
современной картошки. Кроме того, имели
широкое распространение капуста, лук,
чеснок, хмель и технические культуры:
лен, конопля. Разводили
славяне и скот. Наибольшей
популярностью пользовался крупный
рогатый скот и свиньи (весьма популярное
домашнее животное в средневековой
Европе). В меньшей степени был
распространен мелкий рогатый скот –
овцы и козы. При археологических
раскопках найдены останки
разнообразной домашней живности – кур,
кошек, собак. Лошадь древними славянами
использовалась редко, но по мере
развития общества и становления
государства значение ее в жизни
человека сильно возросло: ее
использовали в качестве упряжного
животного и для верховой езды. Важной
сферой хозяйственной деятельности
восточного славянства была охота. Она не
только служила подспорьем в хозяйстве
земледельца, но имела промысловое
значение. На рынках Византии высоко
ценились меха бобров, куниц, соболей,
белок, привезенные из славянских земель.
Меха были одной из основных статей
экспорта. Восточнославянские
языки относятся к славянской группе
индоевропейской языковой семьи[1].
Считается, что в глубокой древности они
составляли некое единство, один язык.
Затем восточнославянская ветвь
распалась на ряд близких друг другу
племенных диалектов. Разница между
языком различных племенных объединений
была не очень сильна, представитель
племени полян вполне мог понимать,
например, кривича, но не без труда. С
возникновением русского государства
возникла потребность в выработке
среднего наречия, одинаково понятного
для всех племен. Потребность эта была
обусловлена необходимостью центральной
власти поддерживать связь с регионами. И
такой диалект сложился на основании
диалекта полян, жителей столичного
Киева. В него кроме южных по
происхождению слов (таких, например, как
«вол», «брехати», «лепый») вошли и много
северных («лошадь», «векша», «изба», «обилье»).
Этот усредненный диалект, так
называемое киевское койне[2],
стал основой древнерусского
литературного языка. Обычно
считается, что древние славяне не имели
письменности. Однако, по некоторым
данным утверждение это не совсем верно.
Так, например, болгарский автор Х в.
Черноризец Храбр свидетельствует, что в
древности славяне использовали для
записи «черты и резы» (очевидно,
примитивная азбука наподобие
скандинавских рун), а также буквы
греческого и латинского алфавитов.
Настоящая письменность появилась у них
только после принятия христианства.
Получившая распространение на Руси
азбука кириллица
была изобретена в IX
в. братьями Кириллом
и Мефодием по
заказу западнославянского князя
Ростислава, правителя Великоморавской
державы. При помощи этой азбуки были
записаны переведенные на славянский
язык греческие богослужебные книги. С
тех пор кириллица распространилась по
всему славянскому миру, а после крещения
Руси вошла в обиход и
восточнославянского населения. Азбука
– не единственное приобретение, которое
Русь получила вместе с христианством. Крещение
Руси князем Владимиром (988 г.)
является одним из самых значительных,
поворотных событий в русской культуре.
Выбором греческого православия был во
многом определен путь развития России
на много столетий вперед. Христианство,
развивавшееся в одном из самых
культурных государств средневекового
мира – Византии, вобрало в себя огромный
потенциал, унаследовав достижения
многих цивилизаций. Эта религиозная
система по многим параметрам
превосходила традиционное славянское
язычество. Вместе с письменностью на
Русь пришла обширная литература:
множество переводных (с греческого)
сочинений, прежде всего, конечно,
богословского характера: Библия,
богослужебные книги, произведения «отцов
церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина,
Василия Великого), жития святых. Книги
эти были написаны в основном на
древнеболгарском языке. Болгария
приняла христианство раньше, чем Русь, и
к концу Х в. там было сделано большое
количество переводов необходимой в
церковном обиходе литературы. Этот язык,
(который часто именуется
церковнославянским) хотя и отличался от
древнерусского весьма существенно, но
был хорошо понятен русским читателям. Он
стал официальным языком богослужения в
русской православной церкви и оказал
огромное влияние на литературный язык
Древней Руси. Знакомство
с переводной литературой дало толчок
развитию литературы оригинальной. Самое,
пожалуй, древнее из известных
произведений древнерусской литературы
– «Слово
о Законе и Благодати». Его автором
был митрополит киевский Иларион,
оратор, писатель, церковно-политический
деятель. Это был первый русский человек,
занявший киевский митрополичий престол,
до него на это место патриархом
константинопольским обычно назначались
греки. «Слово» отличается
исключительной важностью идейно-политического
содержания и совершенством формы. Это
блестящий религиозно-философский
трактат в лучших традициях византийской
образованности. В нем, помимо вопросов
сугубо богословских, рассматриваются
темы церковно-политические. Иларион
пишет ярко и убедительно, использует
многочисленные библейские метафоры и
исторические примеры. Основной идеей «Слова»
является апология Русской земли и
утверждение превосходства совсем еще
молодого русского православия над
старым византийским. Митрополит
возносит хвалы князю Владимиру,
крестителю Руси, уподобляя его
знаменитому императору Константину. Золотым
веком древнерусской культуры киевского
периода является время княжения
Ярослава Мудрого. Именно его стараниями
бы возведен на киевскую кафедру
митрополит Иларион. Ярослав организовал
перевод и переписку книг, создавая тем
самым при киевском Софийском соборе
первую русскую библиотеку. Большое
внимание князь уделял развитию
православия на Руси. При нем были
канонизированы первые русские святые –
князья братья Борис и Глеб, погибшие во
время усобицы, разгоревшейся в годы
молодости Ярослава, когда шла борьба за
княжеский престол (1015 г.). Культ святых
Бориса и Глеба активно
пропагандировался и имел важное
политическое значение для своего
времени: по мнению академика Д. С. Лихачева,
он призван был укрепить единство Руси.
Кроме того, культ способствовал
возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он
приходился братом «невинно убиенным»
князьям и выступал как мститель за них. С
подачи и под покровительством Ярослава
Мудрого было создано
«Сказание о Борисе и Глебе»,
являющееся, по существу, житием святых
князей. В «Сказании» воплотились
представления о святости братских уз, о
ценности братолюбия, весьма
распространенные в общественном
сознании Древней Руси. В
княжение Ярослава недалеко от Киева
возникает Киево-Печерский монастырь, на
долгое время ставший одним из главных
духовных и культурных центров Русской
земли. Замечательным произведением
древнерусской литературы является
житие св. Феодосия
Печерского, одного из первых и самых
почитаемых игуменов, составленное в
монастыре в конце XI
в. Сам Феодосий тоже оставил след в
литературе. Им были написаны
многочисленные «Слова» богословского
содержания: о смирении, о любви и посте, о
душевной пользе и т. д. Одна
из характерных черт культуры Древней
Руси – большой интерес к истории. В
исторический контекст так или иначе
вписывались сюжеты почти всех
литературных произведений. Большой
популярностью на Руси пользовались
переведенные с греческого исторические
сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника
Иоанна Малалы и др., на основании
которых в XI
в. составляются своды всемирной истории,
получившие названия хронографов. Записи исторического
характера велись и на Руси.
Предположительно самая первая летопись
(т. н. Древнейший свод) была создана уже в
конце Х – начале XI
в. За ней последовало еще несколько
летописных сводов: Никоновский свод 1073 г.
и Начальный свод 1095, ставший предтечей
знаменитой Повести временных лет (1113 г.).
Значительная доля исторической
информации сохранялась в устных
преданиях, часть из которых затем
использовалась летописцами, а часть
вошла в фольклорную традицию, став
основой формирования русского
героического эпоса – былин. Бурный
расцвет литературы при Ярославе во
многом был обусловлен распространением
грамотности не только среди верхов, но и
в широких массах общества. Начало этому
было заложено еще князем Владимиром,
который после принятия христианства
начал «поимати» детей у «нарочитой чади»
(знати) и насильно отдавать «на ученье
книжное». Ярослав в 1037 г. специально
выделил некоторую сумму из своих
доходов для священников с тем чтобы они
обучали людей грамоте и письму. О
широком распространении грамотности
свидетельствуют найденные при
археологических раскопках берестяные
грамоты, содержащие записи самого
разного бытового содержания. Книжное
дело, традиции которого были заложены
при Ярославе, продолжали развиваться и
во II половине XI в. Древнейшей русской
рукописью, сохранившейся до наших дней,
считается Евангелие,
созданное в 1056 г. в Киеве по заказу
новгородского боярина Остромира.
Настоящим шедевром является Изборник
Святослава 1073 г. Это сборник
переводных нравоучительных рассуждений,
написанный на больших листах пергамента
и богато украшенный. Производство книг в
те времена было очень трудоемко, книги
считались большой ценностью. Больших
высот достигла в Х–XI
вв. архитектура. Ее развитие также
неразрывно связано с распространением
христианства. До принятия православия
все постройки в древнерусских городах
возводились из дерева. Вместе с новой
религией на Русь пришла каменная
архитектура. Строительство было
обусловлено нуждами церкви – строились
прежде всего храмы. Самая первая
кирпичная церковь
Покрова Богородицы (Десятинная)
была заложена князем Владимиром сразу
после возвращения из Корсуни в 989 г. На
Руси получил распространение так
называемый крестово-купольный тип храма.
Модель эта пришла на Русь из Византии.
Крестово-купольными храмы этого типа
называли потому, что центральные (поперечный
и продольный) своды храма,
перекрещиваясь, образовывали крест,
увенчанный куполом. Изнутри своды и
купол поддерживались четырьмя
колоннами. Еще
вчера языческая, а ныне соперничающая с
самой Византией в вопросах веры Русь
остро нуждалась в монументальном
подтверждении своего высокого статуса.
Архитектурным убранством Киев
стремился подражать Константинополю-Царьграду.
При Ярославе Мудром по всей Руси
разворачивается обширное храмовое и
гражданское строительство. Для ведения
работ приглашаются лучшие
константинопольские мастера. В Киеве
возводится величественный Софийский собор (1037 г.).
Отличительной чертой храмов,
строившихся на Руси, было многоглавие,
Софию киевскую венчали 13 куполов. Вслед
за Киевом своими соборами обзавелись
Новгород и Полоцк. По-видимому, строила
эти соборы та же самая артель, которая
возвела собор в Киеве: в них много
сходных черт. Все три собора освящены в
честь св. Софии. Название такое было
выбрано не случайно – главный городской
храм Константинополя тоже Софийский. В
Киеве, помимо храмов, строятся новые
городские стены с башнями, одна из
которых, носившая название «Золотые
ворота» (опять же по примеру
Константинополя), служила торжественным
въездом в город. Храмы
украшались мозаиками и фресками.
Византийская живописная традиция так
называемого комниновского периода (получившего
свое название по правящей в
Константинополе династии Комнинов),
пришедшая на Русь вместе с
христианством и храмовым
строительством, отличалась
одухотворенностью и строгой
каноничностью. Художественная система,
созданная в Византии, наиболее четко
соответствовала средневековому
мировосприятию. Статичные, плоскостные,
но при этом чрезвычайно выразительные
образы призваны были воплотить идею
превосходства духа над плотью.
Прекрасные мозаики сохранились в
центральных помещениях киевского
Софийского собора. Новгородская София
была расписана фресками.
Считается, что в создании фресок могли
принимать участие и русские мастера. В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии – причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития
[1]
К этой семье, помимо славянской группы,
относятся, например, германская (немецкий,
английский, шведский и др.),
романская (итальянский,
французский, испанский и др.),
кельтская (ирландский, уэльский и др.)
и другие языковые группы.
[2]
Термином «койне» в лингвистике
обозначают общий язык, образующийся
на основе смешения ряда родственных
диалектов и заменяющий их все.
|