Ознаменованный
сменой императоров рубеж веков оказался
вехой и в развитии культуры. Новый этап
характеризовался расширением
культурного взаимодействия с другими
странами и народами, общей
демократизацией творческого процесса и
более четкой дифференциацией различных
его сфер. Отчетливо меняется колорит
эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с
буклями и косицами, камзолы и т. д. Наиболее
яркой, интересной, передовой областью
культуры России в XIX
в. становится литература. Ее расцвет во
многом был подготовлен деятельностью
литераторов XVIII в. К началу столетия в
России сформировалась читательская
аудитория с развитым вкусом к серьезной
литературе, выход в свет нового
произведения воспринимался как событие.
Писатель, поэт стали заметными фигурами
в обществе. Осознание социальной миссии
писателя способствовало установлению
тесной связи литературы с передовой
освободительной идеологией. Для
русской литературы первой половины XIX
в. характерна быстрая смена
художественных направлений.
Господствующие эстетические принципы
успевали несколько раз
трансформироваться в течение жизни
одного поколения. Завершающим аккордом
развития классицизма в русской
литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова
«Горе от ума» (1823 г.), в которой
традиции классической комедии XVIII
в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина,
с чертами зарождающегося реализма. В
начале века в Европе и в России
формируется романтизм – течение в литературе и
искусстве, для которого характерен
особый интерес к неординарной личности,
одинокому Герою, противопоставляющему
себя, мир своей души окружающему миру.
Для романтиков в творчестве главной
задачей является не столько точное
воспроизведения реальности, сколько
создание «идеала», черты которого
обычно придаются главному действующему
лицу и отражают отношения автора к
действительности. Создателем русского
романтизма считают Василия
Андреевича Жуковского (1783–1852),
поэта, чьи полные меланхолии, народных
мотивов и мистических образов
произведения (баллады «Людмила»
1808 г., «Светлана»
1812 г.) стали образцами стиля новой
литературы. Для романтиков характерен
интерес к истории. Не случайно В. А. Жуковским
была переведена «Одиссея» Гомера.
Император ценил заслуги В. А. Жуковского,
ему было доверено воспитание наследника
престола, будущего Александра II,
в 1841 г. Жуковский был избран академиком
Петербургской АН. Помимо него
представителями романтизма были поэты-декабристы
К. Ф. Рылеев,
В. К. Кюхельбекер,
А. А. Бестужев
(Марлинский), А. И. Одоевский. Идейная
основа их творчества, конечно, очень
отличается от романтизма Жуковского. В
ней преобладает поэзия борьбы, свободы,
она гораздо более оптимистична. Иначе
как романтическими нельзя назвать и
ранние произведения Александра
Сергеевича Пушкина (1799–1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова
(1814–1841). Пушкин
относится к числу тех писателей, чей
творческий путь был отмечен обращением
к различным художественным
направлениям. Как уже было сказано,
ранний Пушкин – романтик, в его
произведениях можно даже обнаружить
некоторое влияние сентиментализма. В то
же время он считается родоначальником
русского реализма. Его роман
в стихах «Евгений Онегин» был
назван В. Г. Белинским «энциклопедией
русской жизни». На первый взгляд Онегин
напоминает излюбленный тип
романтического героя –
разочаровавшийся в жизни, уставший от
великосветского общества молодой
человек, стремящийся к уединению в
деревенской глуши. Однако, внимательно
вглядевшись в его образ, нетрудно
заметить, что сам автор отнюдь не
считает затворничество Онегина
благородным и поэтичным и не пытается
убедить в этом читателя. Это не
романтический «идеал». Пушкин рисует
реалистический портрет человека,
который «играет» для самого себя
одинокого романтического героя. «Заигравшись»,
Онегин не смог оценить искреннего
чувства в совсем не соответствующей
романтическим канонам, не «таинственной»,
не «роковой» деревенской барышне
Татьяне. Для Онегина дороже оказывается
его красивая поза, за что он и
расплачивается в итоге. Помимо «Онегина»
выдающимися образцами реализма в
творчестве А. С. Пушкина являются
историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская
дочка», «Дубровский». Не
просто складывались отношения А. С. Пушкина
с властью. Близость декабристам,
независимый характер стали причиной
достаточно прохладного отношения к нему
со стороны Николая I. Ссылки
и опалы сменялись сомнительными
императорскими милостями, такими
например, как пожалование низшего
придворного чина камер-юнкера, не
подходящего Пушкину ни по возрасту, ни
по занимаемому месту в обществе. Трагической
была гибель поэта. Конфликт,
разгоревшийся при молчаливом
попустительстве великосветского
окружения, привел к дуэли, необходимость
участия в которой была продиктована
понятиями дворянской чести, к которым
сам А. С. Пушкин относился очень
серьезно. Пушкин был убит в возрасте 37
лет. Традиции
Пушкина в литературе продолжил его
младший современник М. Ю. Лермонтов.
Ранние произведения Лермонтова – это в
основном любовная лирика. Однако со
временем в его поэзию наряду с темой
трагичной, несчастной любви входит
гражданская тематика. Известность ему
принесло стихотворение «На смерть поэта»,
посвященное гибели А. С. Пушкина. За
ним последовали «Родина»,
«Бородино».
Как и его великий предшественник, М. Ю. Лермонтов
в своем творчестве сочетал романтизм и
реализм. Поэзия романтического
одиночества и противостояния миру нашла
отражение в поэмах «Мцыри»
и «Демон».
Вершиной лермонтовского реализма
считается роман «Герой
нашего времени». Драматургия М. Ю. Лермонтова
представлена пьесой «Маскарад»,
написанной в 1835 г. Дальнейшее
развитие литературы было связано с
укреплением позиций реализма. Важной
вехой в этом процессе было творчество Николая
Васильевича Гоголя (1809–1852). Его
считают первым писателем так называемой
«натуральной школы» в русской
литературе, т. е. того течения, которое
сейчас принято именовать «критическим
реализмом». Наследие Н. В. Гоголя
многообразно. Это и колоритные
зарисовки быта малоросских помещиков в
повестях «Миргород»,
и наполненные фантастическими и
сказочными мотивами украинского
фольклора «Вечера на хуторе
близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести» в которых
гротеск, фантастика («Нос»)
сочетаются с пронзительно реалистичным
изображением жизни задавленного жизнью
«маленького человека» («Шинель»).
В 1835 г. Н. В. Гоголь закончил комедию
«Ревизор»,
сюжет которой был подсказан ему А. С. Пушкиным.
Комедия без положительного героя, в
образах вороватых провинциальных
чиновников она демонстрировала портрет
всей чиновно-самодержавной Российской
империи. Не случайно фраза городничего в
финальной сцене: «Над кем смеетесь? Над
собой смеетесь» воспринималась как
адресованная в зрительный зал.
Своеобразным сочетанием сатиры и лирики,
реализма и гротеска является
неоконченное произведение Н. В. Гоголя
«Мертвые
души», названное самим писателем
поэмой[1]. На
середину века пришелся расцвет
творчества графа А. К. Толстого (приходившегося
Л. Н. Толстому троюродным братом).
Из наиболее известных произведений А. К. Толстого
следует назвать стихотворение,
впоследствии ставшее популярным
романсом «Колокольчики мои…», и
исторический роман «Князь Серебряный». Особое
значение, которое приобрела в I
половине XIX
в. литература, обусловило появление
литературной критики как
самостоятельного жанра. Высшие
достижения в этой сфере связаны с именем
Виссариона Григорьевича Белинского
(1811–1848), значение творчества которого
выходит далеко за пределы
узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский
был одним из тех мыслителей, усилиями
которых утверждалось высокое
гражданственное звучание русской
литературы. Во многом благодаря В. Г. Белинскому
литературная критика в России стала
пространством идейной борьбы, форумом,
на котором обсуждались важнейшие
вопросы жизни общества, трибуной, с
которой передовые идеи шли в массы. Еще
одним прямым следствием развития
словесности можно считать возрастание
роли драматического театра в жизни
общества. Большой резонанс вызывали
спектакли, шедшие на сценах московского Малого
театра и петербургского Александринского.
В 20–30-х гг. XIX
в. классицизм был вытеснен из репертуара
пьесами романтической направленности.
Эпоха породила плеяду замечательных
актеров, творчество которых отличалось
эмоциональностью, правдивостью,
глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов,
М. С. Щепкин,
А. Е. Мартынов. Первая
половина XIX
в. ознаменована расцветом русской
музыки, связанным, прежде всего, с именем
Михаила Ивановича
Глинки (1804–1857), вошедшего в историю
как первый русский композитор мирового
значения. М. И. Глинка считается
основателем русской классической
музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан
и Людмила» во многом определили
дальнейшее развитие русской оперной
музыки на много десятилетий вперед.
Отличительной чертой творческого
подхода композитора было использование
мотивов русского фольклора, народной
музыки. «Создает музыку народ, а мы,
композиторы, только ее аранжируем», –
считал М. И. Глинка. Писал Глинка и
романсы. Развитие
национальной темы в музыке продолжил
младший современник Глинки Александр
Сергеевич Даргомыжский (1813–1869).
Новаторство Даргомыжского выразилось в
поиске новых выразительных средств в
музыке. Основным средством создания
индивидуального образа служило для
Даргомыжского музыкальное
воспроизведение интонаций живой
человеческой речи. Его опера «Русалка», в основу которой был
положен пушкинский сюжет, знаменовала
рождение нового жанра – народно-бытовой
психологической драмы. Даргомыжский
обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал»,
сатирико-комические песни «Червяк»
и «Титулярный
советник». Существенный
вклад в развитие в русской музыкальной
культуры внесли современники Глинки А. А. Алябьев,
А. Е. Варламов,
А. Л. Гурилев,
известные сегодня, в основном, как
авторы романсов. В
отличие от других видов искусства в
русской архитектуре I
половины XIX
в. сохраняет свои позиции классицизм,
вступивший в стадию наивысшего развития
– зрелый или высокий классицизм, часто
именуемый русским
ампиром. Крупнейший архитектор
этого времени
Андрей Никифорович Воронихин
(1759–1814). Главное творение Воронихина – Казанский
собор, величественная колоннада
которого образовала площадь в центре
Невского проспекта, превратив собор и
окружающую застройку в важнейший
градостроительный узел центра
Петербурга. В 1813 г. в соборе был погребен
М. И. Кутузов и собор стал
своеобразным памятником победам
русского оружия в войне 1812 г. Позже на
площади перед собором были установлены
статуи Кутузова и Барклая де Толли,
исполненные скульптором Б. И. Орловским. Вид
греческого храма придал зданию Биржи
архитектор Ж. Тома де Томон (1760 – 1813),
швейцарец по происхождению, приехавший
в Россию еще в XVIII
в. Монументально-лаконичный силуэт,
мощная дорическая колоннада Биржи в
сочетании с поставленными по краям
ростральными колоннами организуют не
только ансамбль стрелки Васильевского
острова, разделяющей два русла Невы
перед ее впадением в Финский залив, но и
влияют на восприятие как
Университетской, так и Дворцовой
набережных. Важную
роль в формировании архитектурного
облика Петербурга играет здание Адмиралтейства,
возведенное по проекту А. Д. Захарова. Фасад
Адмиралтейства растянулся на 406 м. В
центре его расположена триумфальная
арка с высоким золоченым шпилем, ставшим
одним из символов города. Высшим
достижением ампирной архитектуры
Петербурга явилось творчество
знаменитого архитектора Карла Ивановича
Росси (1775–1849). Наследие его огромно.
Он проектировал целыми ансамблями. Так,
создавая Михайловский дворец (ныне Русский
музей), Росси организовал площадь перед
дворцом, наметив эскизы фасадов,
выходящих на площадь домов,
спроектировал новые улицы, связавшие
дворцовый комплекс с окружающей
городской застройкой, Невским
проспектом и пр. Принял К. И. Росси
участие в оформлении Дворцовой площади,
прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли.
Росси замкнул ее классически
торжественным зданием Генерального
Штаба, украшенным триумфальной
аркой, вершина которой увенчана
колесницей Славы. К. И. Росси были
спроектированы здания Александринского
театра, Публичной
библиотеки, Сената и Синода. Замечательные
памятники ампирной архитектуры создал В. П. Стасов. Им
спроектированы Павловские
казармы на Марсовом поле в
Петербурге и Императорские
конюшни. С 1818 по 1858 г. французским
архитектором Огюстом
Монферраном строился грандиозный Исаакиевский собор – здание, чьи
несколько тяжеловесные, перегруженные
декором формы свидетельствовали о
начале кризиса классицизма в
архитектуре и наступлении эпохи
эклектики (смешения стилей). В
Москве выдающимся мастером зрелого
классицизма стал Осип Иванович Бове (1784–1834). Им было
построено здание Большого
театра, спроектирована Театральная
площадь, возведены Триумфальные
ворота на въезде в город со стороны
Петербурга и пр. Много и плодотворно
работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди
и А. Г. Григорьев.
Особенно интересны их проекты
московских жилых домов и усадеб. В
1804–1818 гг. И. П. Мартос,
скульптор, чья творческая карьера
началась еще в XVIII
столетии, создает памятник
Минину и Пожарскому, средства для
строительства которого были собраны по
общественной подписке. В памятнике
воплотились настроения патриотического
подъема, охватившие русское общество в
связи с отражением нашествия войск
Наполеона. Развитие скульптуры тесно
связано с развитием архитектуры.
Особенно много работ, органично
включенных в различные архитектурные
ансамбли, было создано скульпторами С. С. Пименовым
и В. И. Демут-Малиновским
(Колесница Славы на Триумфальной арке
Росси, скульптурные группы у Горного
института Воронихина и пр.). Интересно
также творчество скульпторов И. П. Витали
(бюст Пушкина, 1837 г.; ангелы у
светильников на углах Исаакиевского
собора), П. К. Клодта
(«Укротители коней» на Аничковом мосту в
Петербурге, конный памятник Николаю I,
установленный на площади перед
Исаакиевским собором). Господствующим
стилистическим направлением в живописи
в I
половины XIX
в. стал романтизм. Выдающимся мастером
романтического портрета был Орест
Адамович Кипренский (1782–1836). Среди
многочисленных его работ особенно
интересны портреты современников художника
поэтов В. А. Жуковского
и А. С. Пушкина.
Отзыв Пушкина о своем портрете вполне
характеризует творческую манеру
Кипренского, в которой портретное
сходство, правдивость сочетались с
некоторой романтической идеализацией
изображаемого персонажа: «Себя как в
зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Не менее прославленным портретистом был
Василий
Андреевич Тропинин (1776–1857), сын
крепостного крестьянина, сам он
освободился от крепостной зависимости в
возрасте 45 лет. Мастерство принесло ему
всеобщее признание и звание академика. Для
живописи Тропинина характерны простота,
безыскусность, достоверность передачи
бытовой обстановки, в которую он помещал
портретируемую модель. Одна из лучших
его работ – портрет сына Арсения. Тропинин
является создателем одного из
прижизненных портретов А. С. Пушкина
(1827 г.). Родоначальником
бытового жанра в русском искусстве
явился Алексей
Гаврилович Венецианов (1780–1847) («Гумно»,
«На пашне. Весна»,
«Утро
помещицы»), художник и педагог.
Венецианова привлекало изображение
деревенской жизни. Деревня на его
полотнах предстает в сильно
идеализированном виде, но все же сам
факт обращения к народному быту
является свидетельством определенного
этапа в развитии, приведшем в
последствии к формированию в полной
мере реалистического искусства.
Традиции бытописательства нашли
продолжение в творчестве П. А. Федотова – художника,
которого часто называют «Гоголем в
живописи». Его работы носят, как правило,
сатирический характер, в них перед
зрителем разворачивается целая история.
Таковы его полотна «Свежий
кавалер», «Сватовство майора». Величайшим
мастером романтической живописи был Карл Павлович
Брюллов (1799–1852). Окончив с золотой
медалью Академию художеств, Брюллов
уехал в Италию. В своем искусстве
художник сочетал лучшие традиции
академической школы, эмоциональность
романтизма и стремление к исторической
правде, которое позволяет говорить об
элементах реализма в его творческой
манере. К. П. Брюллов получил
признание и славу уже при жизни. Его
картина «Последний
день Помпеи» стала настоящим
событием в культурной жизни того
времени. Брюллов был выдающимся
портретистом. Он писал как
замечательные по красоте парадные
портреты («Всадница» 1832 г.; портрет
графини Ю. П. Самойловой 1839 г.),
так и камерные, отличающиеся тонким
психологизмом (портрет
А. Н. Струговщикова 1841 г.; Автопортрет
1848 г.). Совсем
по другому складывалась судьба другого
великого живописца эпохи Александра
Андреевича Иванова (1806–1858). Он не
был любимцем высшего света, вел жизнь
наполненную работой, много сил отдавал
изучению философии и истории религии.
Главным его произведением, замысел
которого он долго вынашивал, к которому
шел всю жизнь была картина «Явление
Христа народу». Созданию этого
монументального полотна он посвятил
двадцать лет (1837–1857 гг.) В процессе
работы над картиной было создано
огромное количество набросков и эскизов,
имеющих самостоятельную художественную
ценность. В
жанре морского пейзажа (так называемой
марины) работал И. К. Айвазовский
(1817–1900). Его полотна поражают
удивительно живописным изображением
морской стихии. Пронизанные лучами
солнца волны, грозовое небо –
излюбленные мотивы И. К. Айвазовского.
Хрестоматийную известность приобрела
картина «Девятый вал» (1850 г.),
являющаяся ярким примером
непревзойденного профессионализма
мастера и свидетельствующая о
романтическом складе его творчества в
этот период.
[1] Ср.: «Евгений Онегин» был определен А.С.Пушкиным как «роман в стихах».
|