Революция
коренным образом изменила жизнь
российского общества, став рубежом,
эпохальной вехой, открывшей новый этап
отечественной истории – советский. По
масштабу и глубине произошедших перемен
Октябрь 1917 г. следует поставить в один
ряд с принятием Русью христианства,
образованием русского государства и
реформами Петра. Глобальная
трансформация культуры стала
неотъемлемой частью изменений в
политической и социальной сферах. Резкий
слом традиции всегда имеет как
положительные, так и отрицательные
последствия. В полной мере это
проявилось в истории
послереволюционной России. Одной из
сфер, развитие которой отразило эту
двойственность, явилась сфера
образования и науки. Сразу после
революции партия большевиков и
советское правительство берут под
контроль развитие системы образования.
В конце 1917–начале 1918 г. были приняты
декреты об отделении церкви от
государства и школы от церкви.
Руководство народным просвещением
декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено
на Государственную комиссию по
просвещению во главе с А. В. Луначарским. Главным
достижением молодого советского
государства явилось создание системы по-настоящему
всеобщего начального образования. В
первые послереволюционные годы
издаются декреты об обязательном
обучении грамоте. Несмотря на тяжелое
материальное, положение повсеместно
создаются школы. В 1923 г. было
организовано добровольное общество «Долой
неграмотность!». Развернулось
всенародное движение за ликвидацию
безграмотности. Результатом масштабной
деятельности по обучению грамоте не
только детей, но и взрослых явилось
возрастание доли грамотных среди
населения России. По переписи 1926 г. число
грамотного населения в РСФСР
увеличилось в два раза и составило 51
процент. Значительны
были успехи в деле демократизации
среднего и высшего профессионального
образования. Массовыми формами
подготовки квалифицированных рабочих и
среднего технического персонала стали
школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ),
школы крестьянской молодежи (ШКМ) и
техникумы. Для облегчения поступления в
высшие учебные заведения рабочих и
крестьян при институтах и университетах
с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»),
«подтягивавшие» их знания до
необходимого уровня. Быстро возрастает
количество вузов. Преимуществом при
приеме пользуются представители «неэксплуататорских
классов» – пролетариат и «трудовое»
крестьянство. Вместе
с тем развитие системы образования
сталкивалось с серьезными трудностями,
обусловленными, прежде всего,
катастрофическим недостатком
преподавателей, многие из которых в годы
революции были уничтожены или изгнаны
из страны как «буржуазный элемент».
Решить проблему призван был Институт
красной профессуры, созданный в 1921 г.
Москве. Тем не менее качество
преподавания упало. Это было неизбежным
побочным действием масштабной
демократизации образования, которую
невозможно было провести без некоторой
потери качества. Школа
стала могучим идеологическим оружием в
руках большевистского государства.
Кардинальному изменению подверглись
учебные программы, из которых были
исключены не только дисциплины, прямо
противоречащие характеру
установившегося политического режима (такие
как Закон Божий), но и философия, история,
на волне революционного максимализма
также отнесенные к «пережиткам». Вместо
них были введены предметы, призванные
сформировать марксистское (скорее даже
большевистское) мировоззрение у широких
масс учащейся молодежи: исторический
материализм, экономическая политика
диктатуры пролетариата и пр. Важную
роль в становлении новой советской
культуры сыграли экстренные меры,
предпринятые советским правительством
по сохранению культурного наследия
прошлого, которое, будучи связано в
сознании «революционных масс» с бытом «господствующего
класса», подчас подвергалось
бессмысленному варварскому истреблению
(например, крестьяне сожгли усадьбу А. А. Блока
Шахматово вместе с прекрасной
библиотекой). Были приняты декреты об
охране библиотек, музеев,
художественных галерей, дворцов и
усадеб. Ценой огромных усилий в условиях
гражданской войны и повсеместной
разрухи удалось сохранить большое
количество памятников истории и
культуры, хотя очень многое было
утрачено. Важным
мероприятием, способствовавшим
расширению сферы распространения
грамотности, была реформа правописания,
проведенная в 1918 г. О необходимости
проведения такой реформы много говорили
еще до революции. Более того, была
проведена подготовительная работа,
которая, однако, из-за противодействия
сторонников традиционной орфографии не
была завершена реальными
преобразованиями. После революции,
когда пафос кардинальных перемен
охватил все стороны жизни общества,
реформа правописания пришлась как
нельзя к стати. Из алфавита были
исключены буквы i, Θ,ѣ,
ע, употребление
которых регламентировалось сложными
правилами, затруднявшими обучение
чтению и письму. Было также отменено
написание «Ъ» в конце слов,
оканчивавшихся на согласные. Советское
и партийное руководство понимало
необходимость сохранения и развития
научного потенциала страны. Видным
ученым, особенно представителям
естественнонаучных дисциплин, лояльным
к новой власти, предоставлялись условия
для работы. Им прощалось поначалу
некоторое политическое вольнодумство,
правда, до известных пределов. Они
продолжали исследования, начатые еще до
революции, сотрудничали с государством,
помогая ликвидировать последствия
гражданской войны и оккупации. Один из
основоположников русской научной школы
физиологов растений, член-корреспондент
РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев,
автор фундаментальных трудов по
фотосинтезу, агрономии, истории науки,
был депутатом Моссовета. Большую роль в
развитии сельского хозяйства сыграла
деятельность академика ВАСХНИЛ И. В. Мичурина,
селекционера, автора более чем 300 сортов
плодово-ягодных культур. Продолжали
работу отечественные авиаконструкторы.
В 1918 г. был основан Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Создателями его были Н. Е. Жуковский
и С. А. Чаплыгин. Значительных
достижений удалось достичь в физике.
Основоположником современной
полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе
которого были открыты Физико-технический
институт, Институт полупроводников АН
СССР и др. В 20-е гг. начинал свою
исследовательскую деятельность П. Л. Капица,
впоследствии академик, основатель
Института физических проблем АН СССР,
лауреат Нобелевской премии (1978 г.). Продолжают
работу физиолог И. П. Павлов;
теоретик ракетной техники К. Э. Циолковский;
химик, изобретатель синтетического
каучука С. В. Лебедев;
изобретатель реактивного двигателя
конструктор Ф. А. Цандер;
биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский. Неоценимый
вклад в развитие отечественной науки
был сделан братьями Вавиловыми. Н. И. Вавилов
– биолог, основоположник современного
учения о биологических основах селекции,
академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной
академии сельскохозяйственных наук им. Ленина)
и С. И. Вавилов
– физик, основатель научной школы
физической оптики, академик, президент
АН СССР. Лидирующую
роль в развитии отечественной науки по-прежнему
играла Петербургская академия наук,
переименованная сначала в Российскую, а
затем в АН СССР (1925 г.)
В ее составе организуются новые научно-исследовательские
институты. По всей стране открываются
филиалы, а с начала 30-х гг. начинают
открываться академии наук в союзных
республиках. Сложно
складывались отношения с властью
большевиков ученых, работавших в
области гуманитарных и общественных
наук. В силу их неразрывной связи с
идеологией и политикой, сотрудничество
государства с учеными-немарксистами в
этой области было затруднено. Многие из
них оказались за границей (историк,
организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве,
социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин,
философ Н. А. Бердяев
и многие, многие другие). Видную роль в
отечественной гуманитарной науке стали
играть те ученые, которые еще до
революции придерживались марксистских
взглядов. Среди них наиболее заметной
является фигура М. И. Покровского,
историка и политического деятеля.
Покровский был участником Октябрьской
революции, с 1918 г. заместителем наркома
просвещения, руководителем
Коммунистической академии, Института
красной профессуры и т. д. и т. п.
Вместе с тем он был видным историком,
одним из первых применившим теорию К. Маркса
для исторического исследования,
основателем целой исторической школы.
Подходы Покровского подчас грешили
вульгарным социологизмом, и все же его
вклад в становление советской
исторической науки был весьма
значительным. В целом интеллигенция, сначала весьма отрицательно в массе своей отнесшаяся к большевистскому перевороту, со временем примирилась со сложившейся ситуацией и вынуждена была вступить во взаимодействие с новой властью. Поначалу сотрудничество было обусловлено страхом смерти или изгнания. Затем ко многим представителям интеллигенции пришло понимание того, что, как бы то ни было неприятно, большевики прочно утвердились у кормила власти, а значит, помощь советскому государству – их патриотический долг, их обязанность по отношению к Родине и своему народу, пусть и представшим в образе Страны Советов. Понимание этого появилось даже у тех, кто в период революционных катаклизмов оказался в эмиграции. В начале 20-х гг. ХХ в., когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде возникает движение сменовехства, получившее название от литературно-политического сборника «Смена вех», издававшегося в Париже в 1921–1922 гг. Идеологи сменовехства (Н. В. Устрялов и др.) призывали перейти от конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.
|