Великая
Отечественная война – одна из самых
ярких и трагичных страниц в истории
России. Выстоять в противоборстве с
мощнейшей из развитых стран того
времени – фашистской Германией стало
возможным только ценой огромного
напряжения сил и величайших жертв.
Немалую роль в достижении Победы
сыграли деятели науки и искусства. С
первых дней войны литература стала
важнейшим идейным и духовным оружием в
борьбе с врагом. Многие писатели в
качестве военных корреспондентов
отправились на фронт: К. М. Симонов,
А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар,
Е. П. Петров. Советский татарский
поэт М. Джалиль был ранен, погиб в
плену. Подъем патриотических чувств,
вызванный войной, стал мощным стимулом к
творчеству. Бурный взлет переживает
лирика. Большой отклик среди
фронтовиков имели стихотворения Константина
Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»).
Огромную популярность приобрел
Василий Теркин – герой поэмы Александра
Трифоновича Твардовского (1910–1971),
простой боец, заводила и балагур. Многие
стихи были положены на музыку и стали
песнями (например, «Землянка»
А. А. Суркова). В прозе
создавались произведения, посвященные
войне (К. М. Симонов
«Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»).
На передовую выезжали театрально-концертные
бригады. Кинематографисты выпускали
документальные фильмы и художественные
картины военно-патриотической тематики
(«Секретарь
райкома» реж. И. А. Пырьев,
«Нашествие»
реж.
А. М. Роом, «Два
бойца» реж. Л. Д. Луков
и др.). Историческое кино было
представлено первой серией фильма «Иван
Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн),
вышедшей на экраны в 1945 г. Художники
создавали плакаты. В самом начале войны
появился необыкновенный по
эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать
зовет!». Много работали в жанре
плаката Кукрыниксы
(М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов).
Возрождаются традиции «Окон РОСТА»,
которые теперь именуются «Окна ТАСС».
Военная тема нашла выражение в
станковых произведениях А. А. Дейнеки
«Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова
«Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана»
(1943 г.). В симфонической музыке событием
стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича,
состоявшаяся в блокадном Ленинграде. Важнейшей
задачей советского правительства после
войны в области культуры стало
восстановление сферы образования.
Потери были огромны: разрушены школьные
и вузовские здания, погибли
преподаватели, уничтожены библиотеки,
музеи и т. д. Из бюджета на образование
выделялись большие средства (больше, чем
до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб.
в 1946 г.) К делу восстановления школьного
образования подключилась вся страна.
Большое количество новых школьных
зданий было построено методом народной
стройки. Со временем, и довольно быстро,
удалось восстановить и даже превзойти
довоенное количество учащихся. Страна
перешла к системе всеобщего семилетнего
образования, но сделано это было во
многом за счет снижения качества, т. к. нехватку
преподавателей в стране пришлось
ликвидировать путем создания
краткосрочных курсов или подготовки
преподавателей по сокращенной
программе в учительских институтах. И
все же система образования динамично
развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет
по делам высшей школы был преобразован в
Министерство высшего образования СССР.
Соответствующее подразделение – Отдел
науки и высших учебных заведений был
создан в ЦК ВКП (б). Дополнительные
инвестиции шли и в науку. В короткий срок
была восстановлена материальная база
научных учреждений. Открывались новые
научно-исследовательские институты,
были созданы даже новые Академии наук в
Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему
в отношении власти к науке продолжал
господствовать грубый диктат
чиновников-непрофессионалов. Великая
Отечественная война, ставшая величайшим
испытанием для советского народа,
пробудила в людях лучшие качества.
Окончание войны сопровождали
оптимистические настроения. Народ,
победивший фашизм и освободивший от
него мир, чувствовал в себе силы и право
на свободу и на достойную жизнь.
Ослабление режима, однако, не входило в
планы партийно-государственной
верхушки. Отсюда новый виток репрессий и
глубокий кризис, охвативший русскую
культуру на излете сталинской эпохи. По-прежнему
закрывались возможности для развития
многих перспективных направлений
исследований. В 1938 г. место президента
ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был
ярым противником генетики, и его позиция
по этому вопросу стала в агробиологии
решающей. Собственные теоретические
построения Лысенко, обещавшего быстрое
увеличение урожайности сельхозкультур
в короткие сроки, не подтверждались
экспериментами, но руководство страны
было на его стороне. В результате на
сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г.,
генетика была объявлена «буржуазной
лженаукой». Это означало полное
прекращение исследований в этой области.
Государство цинично эксплуатировало
труд ученых, осужденных за якобы
антисоветскую деятельность. Их
содержали в специальных зонах, «шарашках»,
где они отбывали свои сроки и бесплатно
работали над на научными проблемами,
решение которых имело важное оборонное
значение[1]. Еще
более губительным оказалось давление
партийно-государственного пресса для
гуманитарной науки. За послевоенное
десятилетие достижения в этой сфере
очень невелики. Научную общественность
сотрясали разворачивавшиеся одна за
другой кампании: кампанию по борьбе с
формализмом сменила кампания по борьбе
с «космополитизмом и низкопоклонством
перед Западом». Неприятие достижений
западной культуры стало официальной
позицией. Главная цель этой кампании
заключалась в том, чтобы воздвигнуть
идеологическую стену между СССР и
Западом. Многие деятели искусств и
культуры, творчеству которых был чужд
узко-патриотический обскурантизм,
подвергались гонениям. Неосторожное
высказывание, противоречащее
насаждаемым догмам, могло стоить
человеку не только работы и свободы, но и
жизни. Кроме того, в кампании борьбы с
космополитизмом был силен
антисемитский компонент. Партия
и правительство грубо вмешивались в
исследовательский процесс. Партийные
деятели принимали участие в научных
дискуссиях, полностью лишая
участвовавших в них специалистов
возможности свободно высказываться. Так,
в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по
философии принял участие член Политбюро
ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по
языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951
г.) принял участие сам «корифей наук» –
Сталин. Все эти меры призваны были
напугать, «поставить на место»
представителей интеллигенции, вернуть
атмосферу тотального страха, успевшую
за годы войны несколько поредеть. Так
же обстояло дело и в сфере
художественного творчества. В 1946–48 гг.
были приняты постановления ЦК ВКП (б): «О
журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О
репертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая
жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Большая
жизнь»». Преследованиям подверглись
многие известные советские композиторы:
Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев,
Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин,
А. И. Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова,
М. И. Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев. В
литературе безраздельно господствовал
соцреализм. Ведущей темой для
литераторов была прошедшая война,
однако в официальной литературе
раскрывалась она в то время довольно
однообразно. Это не означает, конечно,
что ничего хорошего не было написано.
Талантливым писателем был Борис
Николаевич Полевой (Кампов) (1908–1981).
В 1946 г. им была создана «Повесть
о настоящем человеке», в основу
которой были положены реальные события:
подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева,
который был ранен, лишился ног, но
продолжал летать. В чертах главного
персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ
советского положительного героя. Эта
повесть – одно из лучших произведений «воспитывающей»
литературы соцреализма, традиции
которой были заложены Н. Островским в
романе «Как закалялась сталь». О Великой
Отечественной войне и о послевоенном
мире писал Э. Г. Казакевич
(«Двое
в степи» 1948 г., «Весна
на Одере» 1949 г.). Историю трех
поколений рабочей династии изобразил в
своем романе «Журбины» (1952
г.)
В. А. Кочетов. Развитие
живописи и скульптуры по-прежнему
определяет соцреализм. Тема Великой
Отечественной войны нашла отражение в
картинах Ю. М. Непринцева
«Отдых после боя» («Василий Теркин»
1951 г.), А. И. Лактионова
«Письмо с фронта» (1947 г.).
Особенностью названных картин является
то, что в каждой из них война
представлена не батальными, а бытовыми
сценами. Художникам удалось передать
атмосферу военного времени. Классикой
социалистического реализма стала
картина украинской художницы Т. Н. Яблонской
«Хлеб» (1949 г.). Большое
распространение имели картины,
тяготеющие к повествовательности в духе
традиций передвижников. Широкой
известностью в советское время
пользовалась картина Ф. П. Решетникова
«Опять двойка» (1952 г.). Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.
[1] Жизни ученых в одной из таких «шарашек» (Марфинской) посвящен роман А.И.Солженицына «В круге первом».
|